Каким может быть расстояние от забора до дома: СНиП и другие нормы. Нанесение размеров на планах зданий Какое расстояние межи между домами

Одиночные остановки, в том числе и совмещенные (автобусно-троллейбусные), устраивают при условии, если суммарная частота движения маршрутных транспортных средств, пользующихся одной остановкой, не превышает 30 ед./ч; двойные – когда обслуживается несколько маршрутов одного вида транспортных средств с суммарной частотой движения более 30 ед./ч. При частоте движения автобусов и троллейбусов более 30 ед./ч их остановки следует рассредоточивать: размещается троллейбусная, а за ней автобусная остановка; расстояние между их посадочными площадками должно быть не менее 10м.

Автобусные и троллейбусные остановки, как правило, должны размещаться за перекрестками на расстоянии не менее 5 и 20 м соответственно от пешеходного перехода и перекрестка до посадочной площадки.

В порядке исключения, размещение автобусных и троллейбусных остановок допускается до перекрестка улиц и дорог в случаях, когда:

До перекрестка расположен большой пасажирообразующий объект или вход в подземный пешеходный переход;

Резерв пропускной способности проезжей части улицы (дороги) до перекрестка больше чем за ним;

За перекрестком начинается подъезд к мосту, туннелю или путепроводу. При этом расстояние от остановки до перекрестка должно быть не менее 20м.

Место автобусной или троллейбусной остановки может быть обычным при неизменной ширине проезжей части или устроенным, при возможности, за счет расширения проезжей части в виде открытого «кармана» (обособление «карманов» от проезжей части бордюром или иным препятствием движению запрещается). Ширина «кармана» принимается равной полосе движения, но не менее 3,5м за счет технических и разделительных полос между проезжей частью и тротуаром, а также полос зеленых насаждений, длина переходного участка на въезде к остановке – 20м, на выезде – 15м (в ограниченных условиях может быть уменьшена до 10м).

В стесненных условиях ширина «кармана» может быть уменьшена до 3м и осуществлена за счет тротуара, если его оставленная ширина обеспечивает нормальное функционирование посадочной площадки и надлежащие условия для движения пешеходов по тротуару.



При размещении «кармана» за перекрестком на расстоянии 10м от границы пешеходного перехода расширение проезжей части следует устраивать так, чтобы оно начиналось на перекрестке от его закругления (то есть без входного переходного участка «кармана»).

Трамвайные остановки необходимо располагать до перекрестка городских улиц и дорог перед пешеходным переходом на расстоянии не менее 5м от перекрестка.

Длина посадочной площадки определяется типами и количеством маршрутных транспортных средств, одновременно осуществляющих высадку-посадку пассажиров на остановке, и должна приниматься согласно таблице.

Размещение остановок общественного транспорта на площадях позволяется тогда, когда они имеют значительный резерв пропускной способности проезжей части, а размещаемые остановки не будут создавать препятствий транспортным потокам.

На остановках необходимо предусматривать павильоны или навесы для пассажиров, которые не должны ухудшать видимость для водителей и мешать движению пешеходов (Рис. 5).

Расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории населенных пунктов следует принимать, м: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400-600, экспресс-автобусов и скоростных трамваев 800-1200, метрополитена 1000-1500, электрофицированных железных дорог 1500-2000.

Рис 5. Пример размещения остановки общественного транспорта с навесом.

Автомобильные стоянки и гаражи

Недостаточная емкость автостоянок не дает возможности обеспечить нормальное транспортное обслуживание жителей, а загромождение улиц стоящими автомобилями снижает пропускную способность и безопасность движения.

Уровень автомобилизации, общая потребность в местах постоянного и временного хранения автомобилей, требования к их размещению в целом по населенному пункту и отдельным его функциональным зонам, а также возле жилых и общественных зданий и сооружений, промышленных и комунально - складских объектов, расстояния от автостоянок и гаражей до окружающих их объектов принимаются согласно ДБН 360, Правил застройки данного населенного пункта, Санитарного законодательства и других действующих нормативных документов.

Гараж - здание (сооружение), часть здания (сооружения) либо комплекс зданий (сооружений) с помещениями для постоянного либо временного хранения, а также элементами технического обслуживания легковых автомобилей и других мототранспортных средств.

Основным типом гаража в условиях многоэтажной жилой застройки городов являются многоэтажные гаражи, в том числе с частично заглубленным первым этажом или несколькими встроенно-пристроенными подземными этажами. Допускается проектировать отдельно стоящие подземные или полуподземные гаражи (см. приложение 5).

Минимальная необходимая площадь конкретного участка (территории) для постоянного или временного хранения автомобилей на открытых автостоянках определяется, исходя из нормы 25 м 2 на расчетный автомобиль, а в гаражах, в зависимости от их этажности, согласно табл.1.

Таблица 1.

Вместимость автостоянок и гаражей, состав объектов и площади помещений для обслуживающего персонала, в том числе технического назначения, санитарных узлов, их объемно-планировочное решение, количество въездов-выездов с односторонним или двусторонним движением и их размещение по отношению к городским улицам и дворовым проездам, необходимость устройства накопительной площадки перед въездом, ограждения территории определяются заданием на проектирование, градостроительными санитарными и настоящими Нормами.

При этом параметры машино-места, проездов и объемно-планировочные решения гаражей и автостоянок определяются габаритами автомобилей, для которых проектируется гараж либо автостоянка, расстановкой автомобилей (угол расстановки, количество рядов хранения) по отношению к внутренним проездам, наименьшими радиусами их поворотов, а также габаритами приближения (защитными зонами) устанавливаемого на место хранения автомобиля к конструкциям здания (сооружения), к оборудованию и к другим автомобилям на местах хранения.

В зависимости от количества мест хранения различают автостоянки и гаражи малой (до 50 машино-мест), средней (от 50 до 300 машино-мест) и большой (более 300 машино-мест) вместимости.

Автостоянка – специально оборудованная открытая площадка для постоянного или временного хранения легковых автомобилей и других мототранспортных средств.

В составе автостоянок для постоянного хранения автомобилей должны находиться открытые площадки для стоянки автомобилей, помещения для дежурных и хранения инвентаря, соответствующие элементы инженерного оборудования и благоустройства, а также, при необходимости и технической возможности, могут быть – посты ТО, ТР и мойки автомобилей, включая пункты-посты самообслуживания – смотровые ямы (эстакады), места чистки салона автомобиля. Такие автостоянки могут быть оборудованы солнцезащитными навесами, ветрозащитными стенками, декоративным солнцезащитным и шумозащитным озеленением.

На автостоянках временного хранения автомобилей, при необходимости и технической возможности, устраиваются в специально отведенных местах пункты самообслуживания, смотровые ямы (эстакады), устанавливается охранная сигнализация.

При проектировании автостоянок следует исходить из следующих нормативных параметров:

Размеры одного машино-места на автостоянках хранения средних автомобилей (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности 0,5 м) - 2,5 х 5,3 м. Для временных автостоянок допускаются размеры стоянки 2,3x5,0 м. Зазоры безопасности допускается увеличивать до 0,7 м;

Минимальная ширина проездов: с двусторонним движением - 6 м, с односторонним движением - 3,5 м;

Радиусы закругления бортового камня - не менее 6 м.

Примечание . При расчете количества мотоциклов, которые могут быть расставлены на стоянках, принимаются следующие габариты машино-места: мотоцикл с коляской - 2,4x1,7 м, мотоцикл-одиночка - 2,4x0,8 м, расстояние между мотоциклами - не менее 0,5 м.

В зависимости от конфигурации и размеров территории автостоянки, организации въезда-выезда может быть принята одно- и многорядная расстановка автомобилей с установкой машин с одной стороны проезда и вдоль обеих противоположных его сторон, параллельно, перпендикулярно или под углом к продольной оси проезда (см. приложение 6).

При этом должно быть соблюдено требование рационального использования отведенной территории, обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов (разделение их направлений движения) в пределах участка и на прилегающих улицах и проездах.

После окончания работ по выполнению построений на генплане улиц, дорог и внутриквартальных проездов, необходимо завершить графическое оформление чертежа. Рекомендуется чертеж навести тушью. Это позволит четко выявить градацию толщин всех линий, навести чётко цифры и убрать ненужные линии.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Каким должно быть расстояние между соседними подворьями?

«Наш небольшой огородик примыкает к соседскому подворью. Соседи решили несанкционированно (нет разрешения на строительство) возвести гараж прямо на меже нашего огорода. Из нормативных документов узнали, что подобное строение они могут возвести при наличии разрешения на удалении не менее метра от границы участков. На наше замечание соседи не отреагировали. Подскажите, куда обратиться для пресечения строительства не по нормативам. И не нарушают ли соседи еще какие-либо законы?» Евгений (Курск).

«Разъясните, пожалуйста, вопрос по поводу нормативов при формировании крестьянского двора. Каким должно быть расстояние между домом и соседскими вспомогательными постройками (сарай, погреб, времянка и т. п.)» А. И. ГУТОРОВ (Курск).

Гараж, как вспомогательное сооружение, должен располагаться от границы соседнего участка не менее чем на 1 метр. Но кроме этого должны соблюдаться иные нормы. Например, пожарные и санитарно-гигиенические.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 75) противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. То есть общее расстояние между строениями должно составлять 6 метров!

Другими словами, если бы соседей не было, гараж можно было бы строить в одном метре от межи, а так как уже есть, должно быть 6 метров.

По санитарно-гигиеническим нормам, расстояние от окон жилых комнат на одном земельном участке до стен зданий на другом земельном участке должно быть не менее 6 или 7 метров.

Существуют санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки (СанПиН 2605-82 5.), согласно которым размещение и ориентация жилых и общественных зданий (за исключением перечисленных в п. 3) должны обеспечивать следующую продолжительность непрерывной инсоляции помещений и территорий:

– для центральной зоны (в диапазоне географических широт 58° – 48° с.ш.) не менее 2,5 часа в день на период с 22 марта по 22 сентября;

– для северной зоны (севернее 58° с.ш.) не менее 3 часов в день на период с 22 апреля по 22 августа;

– для южной зоны (менее 48° с.ш.) не менее 2 часов в день на период с 22 февраля по 22 сентября.

Их следует учитывать соседям, возводящим гараж, чтобы новое строение не затеняло ваш земельный участок.

Что предпринять в сложившейся ситуации? Обратитесь с заявлением в администрацию своего района, копию с доказательствами отправки сохраните. По результатам проверки должно быть вынесено соответствующее решение. За нарушение норм и правил существует административная ответственность. В случае, если это не приостановит действия соседей, – обратитесь с иском в суд. Не забудьте при этом наложить обеспечительные меры – запрет соседу до вынесения решения суда продолжать строительство гаража. Судебное разбирательство по нормам ГПК РФ продолжится не один месяц, за это время сосед может возвести строение, что затруднит исполнение решения суда.

Вверх — Отзывы читателей (0) — Написать отзыв — Версия для печати

Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

6.26. Вид общественного пассажирского транспорта следует выбирать на основании расчетных пассажиропотоков и дальностей поездок пассажиров. Провозная способность различных видов транспорта, параметры устройств и сооружений (платформы, посадочные площадки) определяются при норме наполнения подвижного состава на расчетный срок 4 чел/м2 свободной площади пола пассажирского салона для обычных видов наземного транспорта и 3 чел/м2- для скоростного транспорта.

6.27. Линии наземного общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне.

Примечания:

1. В центральных районах крупных и крупнейших городов при ограниченной пропускной способности улично-дорожной сети допускается предусматривать внеуличные участки трамвайных линий в тоннелях мелкого заложения или на эстакадах.

2. В историческом ядре общегородского центра в случае невозможности обеспечения нормативной пешеходной доступности остановок общественного пассажирского транспорта допускается устройство местной системы специализированных видов транспорта.

3. Через межмагистральные территории площадью свыше 100 га, в условиях реконструкции свыше 50 га, допускается прокладывать линии общественного пассажирского транспорта по пешеходно-транспортным улицам или обособленному полотну. Интенсивность движения средств общественного транспорта не должна превышать 30 ед/ч в двух направлениях, а расчетная скорость движения - 40 км/ч.

6.28. Плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков, как правило, в пределах 1,5 - 2,5 км/км2.

В центральных районах крупных и крупнейших городов плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/км2.

6.29. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м; указанное расстояние следует уменьшать в климатических подрайонах IА, IБ, IГ и IIА до 300 м, а в климатическом подрайоне IД и IV климатическом районе до 400 м.

В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах - не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - не более 800 м от главного входа.

В условиях сложного рельефа, при отсутствии специального подъемного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.

Примечание. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших, крупных и крупнейших городах до 600 м, в малых и средних - до 800 м.

6.30. Расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории поселений следует принимать: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400 - 600 м, экспресс-автобусов и скоростных трамваев - 800 - 1200 м, метрополитена 1000 - 2000 м, электрифицированных железных дорог - 1500 - 2000 м.

6.31. В пересадочных узлах независимо от величины расчетных пассажиропотоков время передвижения на пересадку пассажиров не должно превышать 3 мин без учета времени ожидания транспорта. Коммуникационные элементы пересадочных узлов, разгрузочные площадки перед станциями метрополитена и другими объектами массового посещения следует проектировать из условий обеспечения расчетной плотности движения потоков, чел/м2 , не более: 1,0 - при одностороннем движении; 0,8 - при встречном движении; 0,5 - при устройстве распределительных площадок в местах пересечения и 0,3 - в центральных и конечных пересадочных узлах на линиях скоростного внеуличного транспорта.

6.32. Вдоль линий метрополитена мелкого заложения следует предусматривать техническую зону шириной, как правило, 40 м, в которой до окончания строительства метрополитена не допускается посадка деревьев, а возведение капитальных зданий, сооружений и размещение подземных инженерных сетей допускаются по согласованию с организацией, проектирующей метрополитен.

Приобретя земельный участок, счастливые владельцы сразу же начинают планировать, где будет стоять дом, где - подсобные постройки, где - санузел и прочие объекты. При этом многие думают лишь о будущем собственном комфорте, а вот о правах соседей забывают. Однако в РФ действуют определенные стандарты, согласно которым должна производиться застройка. В частности, эти правила предписывают, какое расстояние должно быть между домами, чтобы проживание по соседству было безопасным и комфортным.

Стандартизация строительства

При проектировании и строительстве всевозможных объектов законодательство России обязывает соблюдать определенные строительные нормы и правила. Многие из них были разработаны еще в советский период, однако действуют до настоящего времени, так как не теряют своей актуальности. Как для товаров существуют ГОСТы, так для малоэтажных и многоэтажных жилых объектов, а также инженерных коммуникаций предусмотрены соответствующие нормы строительства. К примеру, СП 30-102-99 регламентирует планировку и застройку частного сектора.

Основные определения границ

Чтобы было легче понять, какое расстояние должно быть между домами, изначально следует разобраться, по какому принципу разграничиваются территории. Существует два типа границ: "красная линия" и "граница участка".

  • Красная линия представляет собой виртуальную границу, отделяющую муниципальные или общие территории от частных земельных владений. По ту сторону красной линии располагаются дороги и всевозможные инженерные коммуникации (газопровод, водопровод, линии связи и т. д.). Красная линия получила свое название из-за цвета, которым она выделена на кадастровой карте. Согласно СНиП, жилые здания не должны пересекать эту виртуальную черту.
  • Границы участка являются также виртуальными линиями, которые отделяют одно частное земельное владение от соседнего. Разделение участков осуществляется путем установки межевых знаков (чаще всего столбиков) на их крайних углах. Со временем бывает трудно определить, где заканчивается один участок и начинается другой, особенно если между ними отсутствует забор. Поэтому зачастую между соседями возникают споры в отношении территорий. В таких случаях следует вызвать кадастрового инженера, который сможет правильно разграничить соседние территории, используя паспорта земельных наделов.

Правила застройки загородных и городских участков

Согласно требованиям СНиП, жилые здания в частном секторе должны строиться с учетом следующих минимальных расстояний:

  • от красной линии улицы до дома - 5 м, от дороги до дома - 3 м;
  • от смежного с соседями забора до дома - 3 м;
  • от смежного с соседями забора до построек для содержания домашней птицы, мелких и крупных животных - 4 м;
  • от смежного с соседями забора до бань, гаражей, хозпостроек для хранения инвентаря - 1 м;
  • расстояние от общего забора до деревьев - 2 м, до кустарников - 1 м.

Помимо этого, скаты крыш жилых домов и хозпостроек, навесы и прочие конструкции не должны выступать более чем на 0,5 м.

Противопожарные нормы

В частном секторе существует повышенный риск распространения пожара на соседние владения. Для снижения таких рисков дома, возведенные из тех или иных строительных материалов, должны находиться на определенном удалении друг от друга. Так, по СНиП, пожарная безопасность может быть обеспечена путем соблюдения следующих минимальных расстояний:

  • между бетонными или кирпичными домами - 6 м;
  • между домами с деревянными перекрытиями или с защитой огнестойкими материалами (либо между деревянным и бетонным домами) - 8 м;
  • между деревянными домами - 10 м.

Согласно СНиП, пожарная безопасность может предусматривать и больший минимум. Допустимое расстояние зависит от технических характеристик строений, используемых для внешней отделки строительных материалов, климатических особенностей региона и т. д. На стадии распланировки участка рекомендуется обратиться в районное отделение МЧС, где смогут точно разъяснить, какое расстояние должно быть между домами в частном секторе по требованиям пожарной безопасности.

Дачные постройки

Что касается планирования построек на участках, расположенных в садоводствах, здесь существует свой алгоритм, регламентированный СНиП. Расстояние между домами должно быть таким же, какое предусмотрено для частного сектора. То есть дачный домик должен располагаться не ближе 3 метров к смежному с соседями забору. Разрешенное расстояние от постройки до лесопосадки составляет минимум 15 м.

Дачные заборы

Что касается дачных заборов, то к ним предъявляются дополнительные требования. Заборы между участками разрешено строить такие, чтобы сквозь них просматривались соседние территории. Эти конструкции могут быть сетчатыми или решетчатыми, а их высота не должна превышать полутора метров.

Построить глухой забор тоже можно, но обязательно следует получить согласие соседей, причем письменное. Этот документ можно будет использовать в суде в случае возникновения спорных вопросов с соседями.

Санкции за нарушение строительных норм и правил

СНиП не является нормативным актом, поэтому ответственность за нарушения этих правил законодательством не предусмотрена. Однако в этом вопросе не все так просто. Так, если действия одного домовладельца нарушают интересы соседей, последние вправе решить проблему в судебном порядке.

К примеру, не зная, какое расстояние должно быть между домами, вы построили свое жилье слишком близко к границе соседнего участка. Вода с крыши вашего дома стекает прямиком на соседский огород, вымывая там грунт. Естественно, соседу это не нравится. Он запросто может подать в суд иск о нарушении его прав. А суды обычно принимают сторону ущемленных в правах истцов. Так как строительство было произведено с нарушением СНиП (расстояние между домами не выдержано), надеяться на благоприятный исход вам нечего. Обычный вердикт судов в таких случаях - восстановление прав соседа и исключение нарушений строительных правил. Другими словами, вы должны будете не только выплатить компенсацию соседу, но еще и снести свой дом.

Соблюдение СНиП - залог спокойного сосуществования с соседями

Придерживаться или не придерживаться строительных норм и правил - дело личное. Однако разумнее всего заранее предотвратить грандиозные денежные потери в будущем. Тем более что соблюдение установленных правил сможет не только уберечь от соседских претензий, но и обеспечить пожарную безопасность вашему дому.

При планировании построек на участке следует обязательно учесть следующие моменты:

  • на каком расстоянии должны располагаться жилые строения и хозпостройки от красной линии;
  • где разрешено строить гараж, баню, подсобные постройки и т. д.

Какие объекты можно располагать на участке

  • Жилое строение (коттедж, дом, дачный домик и т. д.).
  • Хозяйственные постройки (летняя кухня, душ, баня, теплицы, гараж или навес для автомобиля, беседка). Существуют разные типы хозяйственных построек. Порядок их строительства, габариты, назначение и состав определяют органы местного самоуправления.
  • Компостная площадка или яма.
  • Уличный туалет (если отсутствует канализация).

Чтобы все планируемые объекты разместить на участке правильно, следует выбрать ориентиры. Обычно ими служат соседские постройки и их заборы. Если же на соседних участках тоже только намечается строительство, то расположение ваших будущих построек лучше сразу согласовать с соседями.

Затевая стройку, владелец участка обязан знать и учитывать множество юридических нюансов. Сегодня мы рассмотрим один из важнейших. А именно - какое расстояние должно быть между домами?

Промежуток, на котором располагаются между собой объекты частных владений, то есть жилые дома, относится к одному из самых важных нормативов, что необходимо учесть, когда вы проектируете возведение будущей постройки. Если владелец отказывается соблюдать законный порядок, на этапе оформления документации на построенную недвижимость его ждут большие проблемы.

Во избежание их давайте познакомимся с теми условиями, которые действуют на нынешний момент в данной области. В нашем небольшом обзоре мы не будем касаться вопроса, какое расстояние должно между Остановимся на частной малоэтажной застройке.

Зачем это надо знать

В чем цель нормирования упоминаемых расстояний? Прежде всего - это забота о пожарной безопасности. Кроме того, подобные нормы заботятся о повышении комфортности жизни в тех населенных объектах, где плотность частной застройки достаточно высока.

Принимаются в расчет не только промежутки непосредственно между соседними строениями. Регламентируется пространство, занимаемое домами по обеим сторонам автодорог, а также между пристройками, имеющими хозяйственное назначение.

Чтобы удобнее рассчитывать, какое расстояние должно быть между домами, было позволено объединять группу из ряда построек в отдельный блок.

При однорядной застройке таких блоков допускается не более двух, при двухрядной - до четырех. При этом рассматриваются расстояния от границ крайних построек каждого блока до соседнего. Внутри же объединенной группы нормативы по расстояниям не действуют.

О разных типах жилья

Каким образом определяется, какое расстояние должно быть между соседними домами? Данная величина зависит от вида применяемого строительного материала, причем и собственно жилья, и ограждающих конструкций вокруг него.

Вот главные условия, по которым рассчитывается норма по расстоянию, если исходить из стройматериалов.

Оба из рассматриваемых сооружений построены из негорючего материала. Таковыми считают бетон, железобетон, каменную кладку. В этом случае значение минимально и равняется 6 метрам.

Какое расстояние должно быть между деревянными домами?

Если основные стройматериалы - негорючие, но перекрытия дома - деревянные (имеющие противопожарную защиту), расстояние повышается до 8 метров.

Каждый из домов возведен из класса пиломатериалов разной горючести - дистанция составит не менее 15 метров.

Один из рассматриваемых домов относится к первой, другой - ко второй из групп. Тогда минимальное расстояние - 8 метров.

Дома - соответственно из первой и третьей группы (а также из второй и третьей) - 10 метров.

Как правильно измерять

Ключевые точки для проводимых измерений - самые выступающие части строительных конструкций. Речь идет о крыльце, эркере и т. п. Рассчитать, какое расстояние должно быть между домами, в некоторых случаях не так уж легко. При нестандартной форме земельного участка (например, узкой и вытянутой) соблюсти все нормы довольно непросто, и без консультации специалиста чаще всего не обойтись.

Самое главное - учесть все ограничения по расстояниям не позже этапа проектирования. Потому что впоследствии, обнаружив ошибку, вы будете перепланировать все здание и переносить конструктивные элементы, что потребует несоизмеримых материальных затрат.

Будущему покупателю недвижимости

О том, какое расстояние должно быть между частными домами, почему-то часто забывают, покупая готовый объект. Немало случаев, когда новый владелец уже после оформления сделки внезапно обнаруживал серьезные нарушения в застройках на приобретенном участке. В этом случае разбираться с домовладельцами-соседями придется долго и тягостно (и исключительно судебным путем).

Если же дом куплен, а позже обнаруживается, что возводился он без нужных разрешений, ситуация еще хуже - хозяина обложат немалым штрафом, а сами строения, скорее всего, потребуют снести. По закону, любая ответственность, включая материальную, лежит на том, кто является текущим владельцем.

Дом и улица

Здесь действуют следующие правила: на 5 метров должна отстоять красная линия, которая относится к жилой улице. Она же по отношению к автомобильным проездам должна быть отделена на дистанцию не менее 3 метров.

В целях свободного проезда пристройки хозяйственного назначения с красной линией обязаны находиться друг от друга на минимальном 5-метровом расстоянии.

Допускается сооружать навес или возводить гараж примыкающими к ограде с уличной стороны. Кроме того, разрешено строить гаражи отдельно стоящими, или встроенными в жилой дом, или пристроенными к нему (а также к хозпостройке).

Какое расстояние должно между жилыми домами с хозпостройками?

Что говорят нормы закона по поводу ограничений по установке границ? Речь идет о соседнем участке земли, на котором имеется жилая застройка.

По закону, между проведенной владельцем участка границей и зданием не должно быть менее трех метров. Если речь идет о любых хозпостройках, предназначенных для содержания домашних животных, то их требуется отдалять от границы не менее, чем на 4 метра.

Для данного типа помещений допускается их пристройка к малогабаритным домам. Жилую часть внутри каждого здания требуется отделить от той, где содержатся животные, не менее чем тремя подсобными.

Если жилой дом окружает сразу несколько примыкающих к нему хозяйственных блоков, необходимые расстояния следует измерять и учитывать раздельно по каждому из таких объектов данного типа.

Не забывайте о гаражах

Какое расстояние должно быть между домами при наличии гаража? Здесь законодательством тоже все предусмотрено. От дома с примыкающим гаражом границу следует устанавливать на расстоянии не менее 3 метров. От самого гаража - в 1 метре. Если у дома есть пристройка для содержания домашних животных, то отдаляться от него следует на 3 метра, но от самой пристройки - на целых 4 метра.

В случае размещения построек на дачном участке на метровом расстоянии от границы с соседями, владельцу следует обеспечить отсутствие подтопления смежной земли вследствие попадания на территорию осадков с кровли здания.

Другие ограничения

Между строениями примыкающих друг к другу участков обязаны соблюдаться следующие нормы.

От жилого дома до бани - дистанция в 8 метров. То же относится к расстоянию до уличного душа или уборной. Нормативами предусмотрена безопасность и чистота питьевой воды. Поэтому колодец должен быть отдален от уборной или компостного резервуара также на 8 метров.

Фундаменты домов, имеющих помещения для жилья, обязаны быть отнесены на определенное расстояние от сетей коммуникаций. Оно составляет для телефонных и электрических кабелей не менее 0,6 м, открытых каналов и коммуникационных тоннелей - от 2 метров, водопроводных сетей и труб канализации - от 5 метров.

Приводимые здесь нормативы будут полезны не только на стадии проектирования объекта строительства, но и при прокладке сети коммуникаций. Если четко соблюдать все законные требования, проблем с оформлением объекта и сдачей вашей недвижимости в эксплуатацию быть не должно.