Как работает туалет в самолёте? Описание устройства туалетов в пассажирских авиалайнерах Туалет в самолете название

Авиакомпании заботятся о комфортабельности своих воздушных суден. В них предусмотрено все для удовлетворения потребностей пассажиров: кухонные и гардеробные помещения. Об их работе можно узнать непосредственно на борту воздушного судна. А как пользоваться туалетом во время перелета? Особенно, если он длительный.

Как устроен туалет в самолете

Санитарные комнаты на борту авиалайнеров небольшого размера. Они снабжены следующими системами и приспособлениями:

  • своеобразным водопроводом;
  • канализационными отводами;
  • унитазом;
  • раковиной;
  • урной;
  • раскладными столиками для пеленания.
Важно! Современные авиалайнеры оборудуют дополнительными сантехническими комнатами для инвалидов.

Система водоснабжения на борту представлена специальными баками. Их наполняют жидкостью. Ей пользуются пассажиры в случае необходимости. Она подается под высоким давлением, которое обеспечивают компрессорные установки. Воду в этих баках используют для питья, кипячения, пользования унитазом.

Некоторые воздушные лайнеры оборудованы отдельными баками для воды, которые предназначены именно для смывания в унитазе.

Стоит отметить, что на борту самолетов установлены биотуалеты. В них переработка отходов происходит с помощью специальных молекулярных средств. Как работает унитаз?

На каждом воздушном судне монтирована определенная канализационная система. Ее выбор основан на параметрах фюзеляжа, а также возможности нормального функционирования уборной.

Самой распространенной считается система канализации, в которой предусмотрен герметичный бак для сбора отходов. Они попадают в него по пластиковым трубам. Этот «груз» накапливается на протяжении всего полета.

В некоторых туалетных комнатах предусмотрена вакуумная система функционирования унитаза. Отходы засасывает в специальный бак. Они смываются небольшим количеством воды. При этом в баке находятся минеральные вещества, которые перерабатывают эти отходы. Оставшиеся массы сохраняются в баке до окончания полета.

Во многих лайнерах туалетные комнаты оборудованы канализационной системой замкнутого типа. Принцип работы такой канализации заключается в следующем:

  • бак унитаза заправляют водой;
  • после смыва жидкость попадает в специальный бак;
  • в нем вода посредством фильтровальных устройств очищается;
  • после этого она поступает обратно в бак.

Ее можно использовать для последующего смыва отходов.

Важно! Очищенная жидкость не подается в основную систему водоснабжения. Она непригодна для питья.

Все нечистоты, которые накапливаются в канализационных баках во время полета, сливаются после высадки пассажиров посредством вакуумной системы. К самолету подъезжает машина с гофрированным шлангом. Его соединяют с баком, и включают оборудование. После окончания его работы баки очищены.

Как пользоваться туалетом

Первое, что запрещено делать в этой комнате, это курить. Из-за дыма сработает система пожарной тревоги. Пассажиры начнут волноваться, образуется паника. Не стоит пренебрегать этим запретом. Его нарушение повлечет за собой административную ответственность.

Санитарная комната оборудована специальной ручкой с цветным обозначением. Если она отодвинута, и на ней имеется красная полоска, это означает, что туалет занят. Если на ручке есть зеленая полоса - уборная свободная.

Туалет в самолете

Пользоваться санитарной комнатой можно только во время полета. Лучше посещать ее за 10 минут до раздачи еды и через 15 минут после этого. Затем возле этой комнаты образуется очередь. Это доставляет дискомфорт пассажирам, которые сидят на рядах вблизи туалета.

Важно! Запрещено пользоваться уборной во время взлета и посадки. В этот момент все пассажиры должны находиться на своих местах и быть пристегнутыми ремнями безопасности.

Раковина оснащена кнопкой. Ее необходимо нажать для смыва воды.

Смывать отходы можно только при закрытой крышке унитаза. Иначе вакуумная система не сработает. Выбрасывать твердые отходы (подгузники, гигиенические салфетки и подобное) нужно только в урну. Они разбухают при попадании в канализационную систему самолета. Это приведет к нарушению работы туалета. Пассажиры должны следить за тем, чтобы не оставлять после себя мусор и лужи. Такое поведение неприемлемо на борту, поскольку может вызвать недовольство других пассажиров.

Где находится туалет в самолете

В воздушных суднах санитарные комнаты расположены по-разному. Это конструкционная особенность обусловлена размерами пассажирского салона, а также возможностью размещена баков для отходов.

Например, в Boeing-747 находится 11 туалетов. Два из них расположены в начале салона, два - в конце, четыре - в середине. Три туалета разместили на второй палубе.

В Boeing-767 оборудовано 5 туалетных комнат. Одна находится в отсеке бизнес-класса, две - между бизнес- и экономклассом. Два туалета разместили в средней части отсека экономкласса.

В Boeing-737 и отечественных Ту-154, Як-42 и А-320 предусмотрено три санитарных помещения. Одно расположено возле входа в пассажирский салон, два - в хвостовой части.

Как правило, в других моделях авиалайнеров туалеты находятся в конце пассажирских салонов. В зависимости от вида современной комплектации воздушных суден эти помещения могут быть размещены в разных частях салона.

Туалет самолета – это санитарный блок, который находится на борту самолета. Используется, как правило, на пассажирских самолетах, которые совершают долгие воздушные полеты. В самолетах имеются системы удаления отбросов и водоснабжения.

Водоснабжение на самолете

Система заправляется питьевой водой непосредственно перед вылетом в бак чистой воды. Заправленная вода находится под давлением, которое образуется в результате работы воздушных компрессоров. Обычно воду используют в качестве питья для пассажиров и экипажа. Но она поступает и в умывальники, и в смыв для унитаза.

В некоторых самолетах для унитазов приспосабливают отдельный запас воды. Удаление использованной воды происходит во время полета через сливной патрубок снизу фюзеляжа.

Удаление отбросов

Принцип работы удаления твердых отбросов зависит от разных типов самолета. На одних смыв происходит благодаря воде, после чего все продукты попадают в сливной бак. Этот груз хранится на протяжении всего полета. В некоторых самолетах удаление твердых отходов происходит за счет вакуума, который засасывает их из унитаза. Остатки в этом случае смываются небольшим количеством воды.

Также существуют канализационные системы замкнутого типа, которые работают по принципу рециркуляции жидкости. В полете после смыва твердые отходы фильтруются. Образовавшаяся жидкость снова отправляется на повторный смыв. При этом в бак проникают химикаты для дезодорирования и обеззараживания жидкости.

Открыть кабинку сан. блока можно снаружи. Рычажок находится под табличкой.

Когда самолет сел в аэропорту, все нечистоты, как жидкие, так и отфильтрованные, сливаются при помощи вакуумной системы и вывозятся.

Расположение

Местоположение и количество кабинок в разных самолетах различное. В «Боинг-747» 11 туалетов: по 2 в конце и начале салона самолета, 3 – на второй палубе и 4 в середине салона. Самолеты А-320, Як-42, Ту-154, «Боинг-737» оборудованы тремя туалетами: 1 при входе и 2 в хвосте. «Боинг 767» оборудован 5 туалетами: 1 в начале бизнес-класса, 2 между эконом- и бизнес-классом, 2 в середине экономкласса. Но как правило, расположение туалетных кабинок в самолетах разное и зависит от типа, года выпуска и планировки самолета.

Правила эксплуатации

Для повышения безопасности были придуманы определенные правила пользования туалетами на борту:

    Пользоваться туалетом запрещено во время взлета и посадки.

    Перед тем как нажимать кнопку слива, нужно убедиться, что крышка унитаза прикрыта.

    В унитазы запрещено выбрасывать туалетную бумагу, памперсы и прокладки. Для этого типа мусора в каждой кабинке установлены специальные урны.

    Дверь открывается ручкой, которая находится под табличкой «уборная» (lavatory).

    В туалете нельзя создавать лужи.

    Посещение туалета желательно за 10 мин. до принятия еды или через 15 мин. после.

Военные самолеты

В разных странах при создании военных самолетов по-своему продумывали системы вывода твердых и жидких отходов. В СССР и РФ в военных самолетах, как правило, нет туалетов. По-маленькому каждый член экипажа может ходить в собственный писсуар, который герметично закрывается. В том случае, если пилоту необходимо сходить по-большому, перед ним становится выбор: или срыв задания с вытекающими последствиями, или позор на всю эскадрилью. Военно-транспортные самолеты оборудуются обычными ведрами с крышкой или пластиковыми бутылками на 1,5 л.

В данном видео Вы можете посмотреть как обслуживается санитарный блок в самолете.

При перелетах на пассажирских лайнерах, может понадобиться туалет, который обязательно есть на борту. Обычно их несколько, а расположение зависит от компоновки салона. В их может быть и 5, и 10 во избежание очередей. Если вы хоть раз летели на самолете, то помните, что приходится иногда постоять в ней, чтобы попасть в туалет.

Для того, чтобы избавляться от всех отходов, инженеры разработали системы, по которым всё удаляется. Для разных типов самолетов они — индивидуальные. О принципе работы туалета в самолете и куда все девается после, мы и поговорим в этой статье. В конце вы найдете рекомендации по его использованию.

В пассажирских лайнерах многое зависит от компоновки салона, авиакомпании, года производства воздушного судна и модели.

В Боингах их может быть 11 или 5. Их устанавливают в начале, середине и конце салона.

В советских лайнерах их установили по 3 на весь салон — 1 около входа и 2 в конце хвоста. В маленьких он только один, который устанавливают в хвосте самолета.

В военных самолетах используются санбачки для всех . В советских бомбардировщиках есть туалетные кабинки, которые берут из пассажирских лайнеров.

Как работает туалет на борту воздушного лайнера?

На современных пассажирских лайнерах устанавливают биотуалеты. В канализационной системе есть баки, куда смываются все отходы. На разных моделях объем таких баков различается. На Аэробусе А320 он рассчитан на 170 л, а в Ту-154 один — на 115 л, а второй — на 280 л.

Баки заполняются во время рейса, а по прилету их удаляют.

В баки опускаются определенные химикаты или мешочки с ними для обезвреживания и удаления всех неприятных запахов.

Принципы работы отличаются от модели. Так в Аэробусе А320 отбросы засасываются в бак мощным потоком воздуха. Поэтому при сливе и производится такой сильный звук.

Схема канализиционой системы в Ту-154.

На других лайнерах отходы смываются водой в баки. Воду внутрь закачивают перед вылетом. Затем она под давлением, которое создается воздушными компрессорами, распределяется по всем потребителям.

Есть и другие системы замкнутого типа. Жидкость, которая фильтруется после смыва отходов, направляется затем на повторную очистку унитаза. Ее дезинфицируют для этого.

Когда лайнер прибывает в точку назначения, к нему подъезжает машина с огромным гофрированным шлангом. По этому шлангу все попадает в машину. Если к стенкам бака что-то прилипло или застряло внутри, то и баки, и туалеты промываются.

В машине отходы отвозят и сливают в огромные ямы , предназначенные для этих целей.

Сливное отверствие у самолета, к которому крепится шланг.

О том, как устроен туалет в самолете, вы теперь знаете. Для его использования существуют специальные рекомендации, которые следует соблюдать.

Техника безопасности в туалете самолета

Если говорить о том, как пользоваться туалетом в самолете, то одно из главных правил — не курить в туалете. Может сработать сигнал тревоги, который действует для обнаружения дыма внутри.

Внутрь вы можете войти просто отодвинув ручку. Если на двери ручка отодвинута, и есть красная полоса, значит туалет занят. Если зеленая — свободен.

Когда самолет или садится, пользоваться им не рекомендуется — лучше оставаться на своих местах. Идите туда за 10 минут до раздачи еды или через 15 минут после этого, чтобы избежать очередей.

Крышка унитаза должна быть опущена, а после — воспользуйтесь кнопкой слива. Все прочие отходы (памперсы, тампоны, прокладки) выбрасывайте в мусорные баки , так как при попадании внутрь бака они разбухают и могут вывести из строя туалет. А на борту самолета не так легко починить его.

Никаких луж после вас не должно оставаться.

Вопрос об особенностях устройства системы водоснабжения и канализации на самолете достаточно распространен. Ведь даже опытные путешественники не всегда знают точный ответ, а миф о выбросах отходов жизнедеятельности человека наружу, как при проезде на поездах, только укрепляет свои позиции. Попробуем разобраться со всеми загадками.

Чтобы выяснить, как работает туалет в самолете и куда деваются отходы нужно разобраться, как изначально вода попала на самолет.

Весь объем воды заправляется внутрь резервуара воздушного судна перед самым вылетом при помощи специальной автоцистерны. Качество воды подтверждается паспортом соответствия и контрольным талоном.

У более старых моделей самолетов емкости для хранения воды находятся под потолком в разных местах – в хвосте, середине салона и над передним коридором. Заправка проводится в нескольких точках, а жидкость поступает самотеком. Модернизированные современные авиалайнеры содержат баки для хранения, внутри которых воздушные компрессоры создают определенное давление, а вода распределяется по основным блокам:

  • В кипятильник кухни, для обеспечения пассажиров питьевой водой;
  • В раковины;
  • В некоторых самолетах – для смыва унитаза. У определенных типов для такого использования вода набирается внутрь отдельного резервуара (например, Ту-154).

Принцип работы туалета на борту

Туалетная комната не представляет собой ничего странного, а как устроен туалет в самолете, видели многие. Это довольно обычный унитаз, под которым находится приемный бак, сверху расположена кнопка смыва, рулон туалетной бумаги, а рядом урна для мусора. Но вот принципы работы канализации бывают разные.

Биотуалет

Во многих современных воздушных суднах действует система биотуалетов. Все нечистоты смываются водой или раствором с химическими добавками в специальные баки, где хранятся до конца полета. Вместо воды могут использовать вакуумную систему либо мощный поток воздуха, который втягивает отбросы внутрь общего резервуара. Затем удаляются остатки ограниченным количеством воды.

Замкнутый тип канализации

Здесь действует принцип рециркуляции. Изначально вода берется из основного бака, а после смыва проходит через систему фильтров и направляется на повторное использование. При этом фильтры задерживают твердые отходы в определённых емкостях.

В бак добавляют достаточно сильные химические вещества для обеззараживания и удаления неприятного запаха.

После приземления все отходы жизнедеятельности пассажиров при любом принципе работы канализации удаляются из емкостей хранения. Через специальные люки, при помощи вакуума, все нечистоты закачиваются автоцистерной и вывозятся для утилизации в отведенные места, расположенные на территории аэропорта. А бортовая канализационная система в обязательном порядке очищается и промывается. Перед следующим вылетом заново заполняется чистой водой.

Где найти туалет в самолете

Расположение туалетных кабин в разных самолетах отличается так же, как устройство канализации и водоснабжения.

  • Боинг 747 выделяется из всех наличием 11 туалетов на борту. В начале и в хвосте салона расположены по 2 отсека, 4 комнаты находятся в середине, а три – на второй палубе;
  • Боинг 767 содержит 5 туалетных комнат: две в середине эконом-класса, одна в начале бизнес-класса и две между салонами;
  • У большинства российских самолетов предусмотрено по три туалетных отсека: 2 находятся в хвосте, а один в начале салона;
  • А вот военные самолеты российского производства часто вообще не имеют туалетной кабины. Для членов экипажа предусмотрены специальные герметичные емкости. Для пассажиров при экстренных ситуациях внутри грузовых отсеков ставят обычные оцинкованные или пластмассовые ведра с крышками и пластиковые бутылки.

Основные правила пользования туалетом во время полета

Для общей безопасности необходимо знать, как пользоваться туалетом в самолете, а также придерживаться определенных правил общественного транспорта.

  1. Во время взлета и посадки запрещено использование уборной;
  2. Снаружи туалетная дверь открывается при помощи ручки, расположенной под надписью lavatory;
  3. Обязательно вставайте на ноги и закрывайте крышку унитаза при нажатии кнопки слива, особенно если действует вакуумная система. Если вы будете сидеть, то теоретически существует возможность, что вас притянет мощным потоком воздуха;
  4. Для выброса отходов используйте только мусорные корзины, расположенные внутри туалетной комнаты. Нельзя выкидывать в унитаз туалетную бумагу, салфетки, тем более памперсы, гигиенические прокладки и тампоны. Иначе можно вывести из строя всю систему канализации, ведь эти вещи впитывают жидкость и увеличиваются в размерах в несколько раз;
  5. Старайтесь не создавать очереди для посещения уборной, особенно перед едой. Лучше пройти туда минут за 15 до или после разноса пищи;
  6. Курение и использование дымовыделяющих средств в туалете самолета категорически запрещено, иначе сработает сигнал тревоги.

Если вы никогда не летали, но планируете, возможно, вам будет полезна эта фотоинструкция.
Почему я решила ее сделать? Во-первых, когда сама впервые туда попала, потратила, наверно, минуту или больше, чтобы все понять. А если за дверями очередь? Во-вторых, летая уже 1-2 раза в год, увидела, что далеко не все, кто пользовался туалетом до меня, умеют это делать.
1. В перелете, если хотите сохранить здоровье, пить воду (или другие безалкогольные напитки) надо. В туалет тоже желательно пройтись даже для того, чтобы размять засидевшийся организм.
Туалеты очень маленькие, меньше, чем в поездах, поэтому я не знаю, как ими пользуются люди, которые весят 150 кг.
Туалет открыт, когда не светится табло "пристегнуть ремни". Год назад мы летели из Парижа в Киев, турбулентность была чуть ли не все время, иногда довольно сильная, и туалеты почти все три с половиной часа были закрыты, открывались изредка, поэтому была очередь.
Сейчас во всех четырех перелетах (Киев-Париж-Валенсия и Валенсия-Амстердам-Киев) турбулентности почти не было, а если и была, то такая, что ремни не пристегивали.
На этом фото вы видите унитаз, а над его крышкой откидной столик для пеленания младенцев. (Кстати, авиакомпании и аэропорты делают все, чтобы с ними было комфортно летать, единственная проблема - взлет и посадка, но наша дочь, когда летала с 5-месячной малышкой, находила выход из положения). Справа внизу - одноразовые покрытия на унитаз. Справа вверху - салфетки. Под умывальником - туалетная бумага.
Видите, в умывальнике стоит мыльная вода? - Предыдущий пассажир не знает того, о чем расскажу дальше.


2. Вверху над краном слева - жидкое мыло, справа - бумажные полотенца. Если вы летите из чужой страны в чужую страну, и там нет надписей по-украински, имейте в виду, они все стандартные, т.е., вас просят, чтобы вы вытерли руки, слили воду из умывальника (рычажком на кране), и использованной салфеткой протерли умывальник.
Как открыть кран? Обычно нажатием там, где надпись Push.

3. Можете запомнить слово seatcovers, оно пригодится в других общественных туалетах.

4. После себя, естественно, надо смыть. Ничего, кроме туалетной бумаги, в унитаз не бросаем. Нажимаем синюю кнопку, и не пытаемся ее нажать второй раз, если не сразу среагировало, через 2-3 сек. с громким звуком идет смыв малым количеством воды и сжатым воздухом.

5. Здесь все понятно. Кто не понимает по-украински, "паперові рушники" это "бумажные полотенца".

6. Под умывальником есть контейнер для мусора, в т.ч., для использованных салфеток.